Центр коррекции и раннего развития
neurofamily.ru

+7 499 394 65 21
Slider

Нормальное речевое развитие детей от рождения до трёх лет.


Хорошо развития речь – один из важнейших критериев, по которым родители, педагоги и просто окружающие люди оценивают развитие ребенка. «Он в три года уже так рассуждает», «нам четыре, а она не все буковки выговаривает», - обычные фразы в разговоре о ребенке. Но чтобы понимать, соответствует ли возрасту развитие речи ребенка, не отстает ли он, стоит ли идти к логопеду, либо просто подождать, необходимо знать основные этапы развития нормальной детской речи.
1 стадия. От рождения до 2 месяцев.
Да, начнем с самого рождения, так как подготовка речевого аппарата (голосовых складок, губ, языка, дыхания) ребенка начинается с первых часов его жизни.
Первый крик - рефлекторный. В крике преобладают гласноподобные («а», «у», «о») звуки. Порой звуки крика напоминают согласные «к», «г», «н», но это рефлекторные, не осознаваемые ребенком, звуки. То есть, речи еще нет, но крик здорового ребенка – с коротким вдохом и удлиненным выдохом, т.е. наиболее удобный для речевого выдоха. Также очень важен тонус мышц рта при сосании: если ребенок не вялый, хорошо принимает молоко, не «проливает» его, то это хороший первый знак будущего правильного произношения.
2 стадия. 2 – 5 месяцев.
Появление гуления и смеха.
С 12 недель частота крика снижается, уходят рефлекторные псевдозвуки, появляется начальное гуление, «гукание». С 3 месяцев крик приобретает разные интонации, становится эмоционально окрашенным. Формируется «комплекс оживления»: «гукание» служит общению ребенка с мамой и другими людьми. К 6-8 неделям появляется улыбка, уже не рефлекторная, а настоящая, показывающая настроение ребенка.
В гулении преобладают гласные звуки, но к концу периода появляются и простые согласные. Звуки уже не рефлекторные, а напоминают по звучанию фонемы (звуки родного языка). Ещё скромные речевые возможности ребенка уже позволяют ему общаться. Очень важно поддерживать комплекс оживления, отвечать ребенку на его «пение», наклоняться пониже к кроватке, чтобы он считывал движения губ и эмоции взрослого. Так вы поддержите речевое развитие ребенка: глядя на движения губ и рта, он будет пытаться сам передать эти движения, тренируя органы речи, чуть позже – повторять за вами звуки, усваивая новые. Если такое первичное общение будет приносить малышу радость, он и в дальнейшем будет охотно разговаривать, чаще вступать в разговор: не только, чтобы попросить еды, а ради самого общения.
Кроме того, развитие речи напрямую связано с развитием мышления. С появлением фразы (примерно в два года) ребенок использует речь как средство познания мира (он задает вопросы, делится своим детским мнением, просто развлекается стишками вслух). Нарушение нормального процесса речевого развития приведет к «отчуждению», депривации ребенка от мира. Самый яркий пример – это малыши в детских домах и частые пациенты больниц. Невозможность общаться и познавать сильно замедляет их мыслительный рост, приводя в запущенных случаях к ЗПР, задержке психического развития.
3 стадия. 4 – 7,5 месяцев.
Появление лепета.
Ребенок произносит уже не цепочки гласных, а цепочки слогов. Согласные продуцируются в передних отделах рта (то есть, языком, движениями его кончика, смычкой с передними зубами), а это означает достаточно развитый, крепкий и подвижный язык. К 5 – 6 месяцам ребенок произносит сочетания губных («п», «б», «м» и мягкие варианты) и язычных («т», «ть») согласных с гласными (паа, маа, тааа).
Дети адекватно реагируют на интонацию, узнают знакомые голоса.
Гуление – универсально для всех детей планеты, с сохранным слухом и глухих. Но лепет, более позднее образование, уже похож на родной язык ребенка. У глухих детей лепет не формируется или быстро затухает, т.к. для лепетания уже нужен слуховой контроль. Остановимся на слуховом восприятии и контроле чуть подробней.
За восприятие неречевых и речевых звуков отвечают височные доли мозга (с правой и левой стороны соответственно). Левый, «речевой», висок также служит «хранилищем» звучащих слов, центром слухоречевой памяти. Чем лучше развито у ребенка слуховое внимание, тем быстрее и точнее пополняется словарный запас, меньше путаницы звуков в речи («кошка – «кошга», «волк – «фолк»).
Развитие височных долей мозга ребенка начинается с погремушек, одних из первых игрушек. Слушая разные по громкости и тону погремушки, ребенок учится отличать звуки, пока неречевые, друг от друга, развивая правый висок. Но правый висок, по закону развития мозга, подталкивает и развитие левого, к чему мы и стремимся. Полезны не только погремушки, но и детские ксилофоны, барабанчики, просто звуки сминаемой в игре бумаги, шорохи кубиков, голоса птиц и шум воды. Недопустимы лишь очень резкие и долгие звуки, например, громко звучащие, ревущие игрушки с неотключаемой записью.
С появлением лепета, начинает ускоренно развиваться и левый висок, о чем написано выше. И поскольку ребенку взрослые уже должны отвечать, говорить с ним, важно запомнить одну вещь: речь ближайших взрослых (родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер) – эталон человеческой речи для малыша. Он будет говорить так, как слышит обращенную к нему речь. Поэтому очень важно при общении с ребенком никогда не переходить на сюсюкающий «нянькин» язык. Интонации могут быть сколько угодно нежными и ласковыми, но недопустимы упрощения и искажения вроде «Ой, маисик просьнуйся», «будесь бубочку» и так далее. Ребенок будет повторять за взрослыми, и хотя, первые годы жизни, он не сможет сам выговорить все «взрослые» звуки («с», «ш», «л», «р»), слышать малыш должен правильную речь, чтобы стремиться к ней.
4 стадия. 6 – 12, 5 месяцев.
Расцвет лепета.
Ребенок произносит не просто слоги, а их сочетания (па-па, да-да, ма-ма-ма). Некоторые напоминают настоящие слова (баба, папа), но их называют «лепетными псевдословами», так как ребенок ещё не связывает звучащее слово и человека или предмет.
Звуки, сформированные на этом этапе: п, пь, б, бь, м, мь, гь, кь, к, г, э , а.
С 6 – 7 месяцев ребенок начинает общаться лепетом со взрослыми, слушает речь других, лепет становится самостоятельной деятельностью, а не частью комплекса оживления. Как только дети начинают произносить слова при появлении определенного человека или игрушки, они считаются лепетными, но уже настоящими словами.
Дети подчиняются таким просьбам, как «нельзя», «где папа», «поцелуй маму».
В конце периода, к году, появляются первые слова.
10 месяцев – ситуационное понимание обращенной речи, использование 1 – 2 лепетных слов, соотнесенных с ситуацией (не просто так, а при появлении мамы или любимой игрушки).
11 месяцев – 3 лепетных слова с соотнесением.
12 месяцев – 3-4 лепетных слова, понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
Рекомендации ко всем этапам одинаковые: поддерживать зачаточную речь ребенка, отвечать ему, учить понимать и выполнять простые просьбы, показывать и называть разные предметы и игрушки, действия.
Последнее помогает нарастить пассивный словарь ребенка (слова, которые он знает, может показать на предмет/существо, но не произносит), так как чем больше пассивный словарь, тем больше будет активный (слова, используемые в речи).
Даже звукоподражания («мяу», «ззз», «бах») весьма полезны для речи детей: во-первых, они легко увязываются с предметом, во-вторых, короткие и эмоциональные по звучанию, ребенок легко их воспроизводит, одновременно тренируя речевой аппарат и общаясь. Фразу вида «Мам! Мяу пих» («Мама, кошка прыгает») удобно произнести даже раньше двух лет, а чем больше ребенок говорит вслух, тем лучше.
5 стадия. 9 – 18 месяцев.
Ребенок произносит слоги разных типов, даже закрытые («пап», «тат»). Появляются первые слова.
Интенсивное развитие понимания обращенной речи и памяти. Появляется предметно-действенная деятельность (игры с игрушками, перекладывание, собирание) и общение со взрослым через предметы. Соотнесение слова и предмета толкает ребенка на произнесение новых слов.
15 месяцев – словарный запас из 6 слов, понимание инструкции без жеста. Узнавание изображений предметов.
18 месяцев – 7 – 20 слов, показывает одну из частей тела. Узнавание предметов на сюжетных картинках.
6 стадия и далее. От двух лет.
Дети продолжают наращивать свой словарный запас и готовятся к фразовой речи, то есть, произнесению предложений. Признак скорого появления фразы – использование слова с жестом вместо глагола. «Кисю!», - говорит ребенок и показывает на маму и игрушку, имея в виду «дай» или «достань».
21 месяц – 20 слов, фраза из двух слов, три части тела.
24 месяца – 5 частей тела, 50 слов, 2 слова во фразе, местоимения «я», «ты», «мне» (разрешены ошибки), понимает двухэтапную инструкцию («возьми чашку и дай папе»).
В возрасте от 2 до 3 лет усваиваются гласные И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, X и среднеязычный звук Й.
Расскажем и о «поздних» звуках, с которыми чаще всего работают логопеды и которые больше всего беспокоят родителей. Заметим, что время появления этих звуков индивидуально у детей. В статье указаны средние сроки:
1. Звуки «С», «З», твердые свистящие, - 2,5 – 3,5 года. До этого дети пропускают их в речи или заменяют на мягкие варианты: «сябака» («собака»), «сёк» («сок»), «ава» («сова»).
2. «Ш», «Ж», «Щ» (шипящие) - 3,5 – 4,5 года. Аналогично: пропуски или замены, но заменяются шипящие на Х, чаще – на свистящие: «сыски» («шишки»), «мыхонок» («мышонок»), «сенок» («щенок»).
3. «Ль», «Л» - мягкий вариант появляется раньше, примерно в 3 – 3,5 года, твёрдый – одновременно с шипящими. «Ль» заменяется на «Й», «Л» на «Ль».
4. «Р», «Рь» - 4,5 – 5 лет. Последний по возникновению. Мягкий вариант – раньше твердого. До полной автоматизации заменяется на Л («лыбка», «ломашка», «плыгнул»).
Остановимся подробней на заменах. Новые, более сложные звуки, появляются в речи по мере укрепления мышц языка, усиления тонуса, удлинения уздечки. Пока язык ребенка не готов к произнесению нового звука, ребенок пропускает его вовсе или «подбирает» ближайший, похожий по звучанию и артикуляции: свистящий вместо шипящего, где не нужно поднимать язык вверх, «л» вместо «р», потому что для произнесения «л» не нужно распластывать язык у верхних зубов.
Если это происходит до указанных сроков, то «упрощенная», «детская» речь – нормальна, особенно если более ранние звуки уже чисто выговариваются. Но важно помнить, что в пять лет ребенок должен произносить чисто все звуки, причем в связной, обиходной речи. Если ему 4,5 – 5 лет, а он не выговаривает шипящие, «л» и «р», или при нормально выговариваемых «л» и «р» заменяются или отсутствуют такие звуки, как «в», «с», «к», то необходимо срочно обратиться к логопеду.
Что касается развития словарного запаса и грамматического строя языка, то здесь нет ничего лучше, чем знакомить ребенка с богатством устного языка и окружающего мира. Читайте ему сказки, стихи, играйте в речевые игры, как можно раньше. Называя новый предмет или картинку, говорите ребенку не только название, но и возможные признаки: «Это щеночек. Он пушистый, озорной очень, миленький». Ходите вместе на прогулки, расширяйте в процессе запас глаголов: «Давай побегаем, попрыгаем! Послушай, как листики шуршат, скрипят, блестят». Поощряйте речь ребенка, внимательно слушайте его рассказы, мягко переспрашивая, если он запутывается. Обсуждайте мультфильмы и сказки, разговаривайте друг с другом, отвечайте на вопросы ребенка.
Ребенок от рождения и до пяти лет осваивает почти весь объем родного языка. Вдумайтесь в величину этой скорости и мощь детского познания. Помогите маленькому чуду расцветания живой детской речи.
Основной источник: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.