Центр коррекции и
раннего развития

+7 499 394 65 21
Slider

Если ребенок обоерукий.

Левша ребенок или правша? В какую руку он возьмет карандаш или ручку, когда придет время прописей?
Десятки лет этот вопрос занимает умы мам, пап, бабушек. Давайте вместе ответим на него.
Начнем с того, почему вообще у нас одна рука (в 90% случаев – правая) выполняет основные манипуляции с предметами, а вторая – на подхвате? Для этого нужно знать о доминантности полушарий.
Думаю, многие из нас даже на самом популярном уровне знают, что два полушария нашего мозга не одинаковы, а играют разные роли. Левое отвечает за речь, абстрактное мышление, цифры и буквы, анализ информации, правое – за образы, музыкальность, чувство своего тела, синтез и творчество.
С первых лет жизни ребенка и практически до восьми лет полушария вступают в разнообразные взаимодействия, в ходе которых развиваются высшие психические функции ребенка; на их описание нужна отдельная статья, но главное, что к пяти годам одно из полушарий становится главным, доминирующим или ведущим, Эволюционно сложилось, что ведущая роль ложится на левое полушарие, а поскольку нервные связи в организме идут «крест-накрест», то ведущей становится правая рука. Если, в 10-15 % случаев, доминировать начинает правое, то ребенок будет левшой.
Но доминантность выражается не только в выборе руки. Ведущим становится то полушарие, в котором находятся речевые центры Брока и Вернике, которые отвечают за восприятие и произнесение речи. Отсюда идет и запрет на переучивание левшей: сбой в процессе «выбора» мозгом руки, насильственная попытка перенастроить нервные связи, нагружает мозг, мешая развитию речи ребенка.
Но до пяти лет полушария работают на равных, обеспечивая познавательное, речевое, моторное развитие ребенка. А раз нет доминирующего полушария, то не может быть и ведущей руки. Ребенок пользуется для еды, игры, рисования обеими, как ему удобней. Конечно, вклад вносит и социум: если ребенок выронил ложку, то мама вложит её ему, скорее всего, в правую руку, закрепляя выбор.
Таким образом, оперирование обеими руками до пяти лет – совершенно нормально, биологически обусловлено. В пять лет же доминирующее полушарие довольно быстро «скажет своё слово», выделив ведущую руку.
А что же делать, если ребенок уже школьник, первоклассник, а то и старше, но долго перекладывает ручку из кисти в кисть, перед тем как писать? Или может писать обеими руками одинаково хорошо? Или мучается с прописями, постоянно пытаясь перехватить правую руку левой?
Здесь возможны следующие варианты:
1. Неполная переученность левши.
Самый вероятный. Ребенок должен был стать левшой и до школы именно что пользовался обеими руками или предпочитал левую, но взрослые упорно заставляли его всё делать правой рукой. Ребенок усвоил навык, но мозг, точнее, ведущее полушарие, всё равно посылает сигналы в левую руку.
Выход: предложить ребенку «не мучиться», а выбрать более удобную руку и писать ею (выбор касается не только письма, а также ложек, компьютерной мыши и т.п.). Ребенок сможет стать амбидекстром, человеком, использующим две руки одинаково успешно, получив хорошо развитые оба полушария. Ведь левая рука у него развита от природы, а правая – компенсаторно, ведь мир наших инструментов – мир правшей.
2. Неполное доминирование.
Более редкий, но не исключительный случай. По ряду причин, ведущее полушарие не выделилось. Так бывает, если ребенок, то есть, и его мозг, был долгое время ослаблен, имел очаги кислородного голодания в одном полушарии, которое могло стать ведущим, вследствие родовой или постродовой травмы, побочного действия медикаментов и других причин.
Заключение о неполном доминировании ставит невролог или нейропсихолог. В быту оно отличается от переученности тем, что ребенок пользуется обеими руками одинаково плохо: движения неловкие, почерк неряшливый, неразборчивый, техника письма дается с трудом.
Проблема уходит после устранения органического корня проблемы, медицинской терапией или занятиями с нейропсихологом. Специалисты определят «настоящее» ведущее полушарие и дадут советы по его развитию. Когда задержавшееся в развитии полушарие созреет, установится и ведущая рука.
3. Компенсаторная обоерукость.
Связана и с первым, и со вторым вариантом, встречается обычно у детей постарше, с восьми лет.
Соединяет четы компенсации и наученности. Доминантное полушарие выделилось позже нормального срока или ребенок был переучен, но хороший самоконтроль и чувство своего тела помогли ребенку использовать сильные стороны обеих рук: пишу правой, но вилка – в левой, ракетка в левой, а расчесываюсь – правой.
Если у такого ребенка нет проблем с речью, почерком, скоростью письма, ошибок в начертании букв, ориентировкой в реальном пространстве и на листе бумаги, «зеркального» письма и моторной неловкости, то и не нужно ломать уже выверенный баланс, пытаясь сделать из ребенка «классического» левшу или правшу.
Доминатность руки мало связана с интеллектом, речью, темпами развития ребенка. Важно лишь, чтобы левшество/ правшество/ амбидекстрия формировались на фоне нормального развития высших психических функций ребенка.