Центр коррекции и раннего развития 

neurofamily.ru  

+7 499 394 65 21

Полезные игрушки.


Как вы думаете, для чего нужны игрушки? Большинство родителей не подвергают сомнению необходимости для ребенка игрушек. Мы любим покупать детям игрушки еще и еще. Нам кажется это главный атрибут детства. Попробуйте ответить на вопрос - «Зачем нужны игрушки?» Попробуйте придумать хотя бы три ответа. Может быть, у кого-то получиться пять, а у кого-то десять. Но не пытайтесь угадать правильный ответ, правильных ответов не существует. Сколько людей столько и мнений. Важно что бы вы сами могли для себя понять, для чего нужны игрушки вашему ребенку.
Если вы попросите меня ответить на этот вопрос, то я отвечу, что игрушки это «помощники». Но они, во-первых, не являются необходимыми, во-вторых, иногда они даже мешают. К игрушкам нужно относиться очень бережно и стараться не навредить. Да, игрушками можно навредить! Психологами был замечен такой эффект, называется фрустрацией. Для примера, представьте, в советские времена человек попадает в супермаркет, в большой магазин с большим количеством товара. От обилия выбора, от переизбытка эмоций, впечатлений советский человек испытывает шок, впадает в «коматозное состояние» и совершенно теряется. Наверное, вы на себе помните как тяжело в больших магазинах, при огромном выборе товара, выбрать что-то. Так и ребенку тяжело играть при большом количестве игрушек. Когда много раздражителей, ему тяжело сконцентрировать внимание на чем-то одном. Игрушки рассматриваются, перекладываются, разбрасываются, но ребенок в них не играет. А для нас важна именно игра, проигрывание сюжетов, «полет фантазии», а самое главное умение концентрировать внимание.
Важно! Игрушек не должно быть много. Если у вас уже много игрушек, уберите часть с глаз ребенка. Можно их менять время от времени, одни на другие. Таким образом, они не будут надоедать и ребенку будет всегда интересно.
Важно! Никогда не ходите с ребенком в магазин игрушек. Вам самим тяжело удержаться от покупки новых игрушек, а маленькому человеку тем более. Для него это невероятный стресс.
Игрушки помощники детей. Они помогают познать взрослую жизнь, потрогать ее, прикоснуться к ней. Но все хорошо, что хорошо в меру!
Итак, давайте вспомним, во что мы играли с вами в детстве. Мы играли совсем не в игрушки. Если и были игрушки, то их было не много. Такого изобилия не было. Нам приходилась придумывать, додумывать игру. Ключевое слово - думать! К сожалению, именно этого и лишаются наши дети. Чем мы играли: палочками, платочками, листочками, камушками, тряпочками, коробочками, мешочками и прочим добром. И надо сказать, не плохо, играли, и было очень интересно, увлекательно. Может в вашем детстве вы строили шалаши, «домики» за шкафом или у бабушки под столом. Наливали куклам чай, используя листочки. Я хочу сказать, что игры нашего детства были очень захватывающие, учили общаться. Если я вас спрошу, чем может стать палочка, вы сразу ответите - ложкой, ножом, градусником, но через минуту придумаете еще двадцать вариантов. Или чем может стать камушек? Камушек может стать всем, от куклы до танка. А чем может стать коробочка, тряпочка. Чем проще предмет, тем больше у нее функций, согласитесь. А чем может стать игрушечный робот? Только игрушечным роботом. В большинстве своем игрушки соответствуют тем образам, какие на них наложены художниками, педагогами, дизайнерами или еще кем-то. Лошадка может быть только лошадкой, а на абстрактную подушку можно сесть как на лошадку и поскакать. Игра не в образе того предмета который у нас есть, он у нас в голове. Важен не предмет, важна эмоция. Попробуйте подумать, сколько у вас игрушек, которые несут в себе готовый образ и сколько у вашего ребенка много шансов придумать, что-нибудь свое с этими игрушками.
А что мой хуже всех? Сейчас эпоха повальных увлечений. То есть если у одного есть - все должны это иметь. Это естественно плод рекламы и маркетинговой политики современных компаний. Это мода, без которой можно обойтись. Ребенку это надо объяснять, у тебя этого нет, зато есть другое. В ваших руках дать ребенку шанс не быть как другие.
Что необходимо купить малышу до года. 1. Погремушки с приятным звуком. 2. Мяч, может два разного размера. 3. Кубики деревянные или из вспененного материала, но не пластмассовые и не мягкие, они плохо ставятся один на другой, их вообще неудобно использовать как строительный материал. Все остальное можно заменить на предметы обихода: палочки, коробочки, платочки, ленточки, кастрюлька и т.д. Все это будет интересней крохе.
Погремушка нам нужна в младенчестве, для того что бы учить сосредотачивать взгляд ребенка на предмете. Это очень важно! Поиграйте погремушкой, двигайте ею верх, вниз, в стороны, близко, далеко, по кругу. Пусть ребенок следит за погремушкой. Играйте каждый день, по чуть-чуть, но каждый день, важна система. Если ребенок научиться удерживать взгляд, в дальнейшем, ему будет проще учиться концентрировать внимание, а забегая вперед учиться в школе! Да! да! Уметь сосредотачивать взгляд и смотреть на доску, в книжку, в тетрадку, на учителя. Именно сейчас в этом возрасте дети этому учатся. Не показывая погремушку, пошумите ею, пусть ребенок поворачивает голову в ту сторону, где раздается шум погремушки, и глазками ищет шумящий предмет. Это упражнение тренирует правое полушарие мозга, которое «отвечает» за не речевые шумы. В след за правым развивается левое полушарие - «речевое», таким образом, мы стимулируем речь ребенка. Можно еще с помощью погремушки задавать ритм, просто или под стишок, песенку, музыку. Сначала сами, потом вместе с ребенком. Такие занятия занимают пару минут и могут быть чрезвычайно веселыми, а приносят настоящую пользу для развития головного мозга. Просто играйте, пусть взаимодействие с ребенком приносит вам удовольствие и радость. Наблюдайте за ребенком, и вы будите понимать, как сделать игру интересной.
В возрасте три-четыре месяца дети учатся хватать. Совместное взаимодействие глаз-рука, тоже чрезвычайно важная вещь! Это нам, кажется, так просто увидел и взял, а для маленького ребенка, это новый навык, которому тоже надо научиться. Глаз должен прицелиться, мозг оценить расстояние, а рука точно схватить. Это очень интересно наблюдать за детьми, за их стараниями, которые вознаграждаются новыми умениями. Проследите за тем, что бы ребенок к возрасту трех месяцев разжал кулачек, можно делать массаж ладошек, если вы видите, что ручки сильно сжаты.
Чем больше ребенок увидит, чем больше услышит, чем больше ощутит, тем лучше будет идти развитие головного мозга. Возраст первого года жизни это уникальное время. Время познания мира. Мозг ребенка в этом возрасте находится на пике своих возможностей, он гениален. Такого развития как в первый год жизни не будет уже никогда. Человеческий детеныш рождается и не умеет ничего, кроме без условных рефлексов (сосательный, глотательный, хватательный и т.д.) и за первый год жизни совершает огромный скачок в развитии. Что уже умеет делать ребенок в первый год жизни: ходить, говорить, где то самостоятельно себя обслуживать, знает как его зовут, как зовут родителей, знает, что лимон кислый, а сахар сладкий, перечислять можно бесконечно. Вот за первый год жизни вы должны дать как можно больше ощущений. Развивать зрительное восприятие – смотреть на цветы, деревья, собаку, кошку и т.д. Развивать слуховое восприятия – слушать речь, музыку, песенку, какой звук производят разные предметы и т.д. Трогать и ощупывать, облизывать (да! да! эта важная часть познания мира! В рамках разумного, конечно) разные предметы - гладкие, шершавые, шерстяные, меховые, металлические и т.д. Чем больше ребенок увидит, ощутит и познает, тем лучше идет развитие мозга, тем богаче будет мир ребенка.
Что необходимо малышу от 1 года до 3 лет. Забегая вперед тот список, который будет дан ниже подходит и для детей от 3 до 6 лет с небольшими дополнениями.
Простые предметы.
1. Игровые наборы с простыми по форме предметами. Кубики «Строитель» из любого материала (пластик, дерево, другой материал). Их может быть несколько. Их можно менять один на другой время от времени, но в свободном доступе только один. Здесь важно, что бы можно было что-то строить, что-то создавать.
2. Разнообразные емкости (коробочки, ящики из пластмассы, картона, ведерки, корзинки). Не для хранения игрушек, а для игры. Порой коробка интересней, чем содержимое. Имейте несколько коробок разного размера больших, в которые можно залезть, поменьше, и малюсеньких. Ребенок сам найдет, что с этим делать. Не обязательно давать их все сразу. Дайте одну-две и подкидывайте идеи. Пусть это будет грузовик, и загрузите его кубиками. Или пусть коробка станет кроваткой для куколки – «Смотри-ка, Ляля спать легла! Давай найдем для нее простынку». А если перевернуть коробку и сверху накрыть простынкой, то получится стол со скатертью. И так далее.
3. Кусочки ткани (тряпочки). От не больших (буквально 10х10) до огромных под которыми можно прятаться. Прежде чем выбросить старые вещи посмотрите, может быть там ткань интересная. Нарежьте разной ткани на квадратики, кружочки, прямоугольники разного размера. Ребенок найдет, что с этим делать, это будет целый волшебный мир у него. Кроме этого в магазине купите отрез искусственного шелка или шифона, или еще чего-нибудь, один-два много не надо. Если отрез по 1-1,5 м можно иметь два. Можно иметь один, если отрез 3-4 м, из которого можно делать целые дома. Ребенок может придумать тысячи игр с тряпочками. Все это можно хранить в коробках на нижних полках или ящиках, ребенок должен знать где, что у него находится. Вообще очень важно, чтобы вещи имели свое место, и был порядок в этих вещах. На этих коробках могут быть нарисованы опознавательные знаки, чтобы ребенку было легче ориентироваться в пространстве и возвращать на место.
4. Мячи. Мячей должно быть много. Разного размера и из разных материалов, в том числе из тканей разной фактуры. Их должно быть много точно не один-два, а пять-десять. Они должны лежать в отдельной емкости и ребенок должен знать, что там мячи. Ими можно играть по разному: кидаться, катать, бросать в корзину, сортировать по какому-либо признаку, использовать в качестве грузов, пирожков, любых других предметов.
5. Подушечки. Из разной ткани разного размера (они нужны как девочкам, так и мальчикам). Их назначение такое же, как у тряпочных мячей, только они более плоские. Подушечка в зависимости от набивки может принимать десятки, а то и сотни образов! От машины, до зверя, пирога, камня, и так далее. Вашим детям это понравится.
6. Разнообразный бросовый материал – камушки, палочки, пробочки и другой «мусор». Это то, что обычно дети притаскивают с улицы, это истинный клад для ребенка. Это не передаваемые ощущения, когда ты нашел, придумал, чем это будет, и ты в это играешь! Его количество, конечно, взрослыми должно контролироваться, иначе оно станет критичным. Малышам 1-3 лет можно насобирать самим (разные камешки, палочки, ленточки, стаканчики и т.д.) Дети 4-6 лет насобирают сами, не остановишь. Конечно, хорошо если это лежит отдельно (не вперемешку с кубиками) и имеет свой порядок.
7. Одежда для переодевания. Создание новых образов. Старые шапки и шляпы, плащи из кусочков ткани с двумя липучками, очки без стекал, старые обрезанные дедушкины рубашки и тому подобные «наряды». Для чего все это нужно? Это нужно для перевоплощения! Это очень интересная игра, наверное, самая интересная в мире! Просто дайте детям ящик с одеждой, в которую можно переодеваться и они будут переодеваться часами. Маски, перья и другие странные предметы в которые можно переодеться, все подойдет для перевоплощения. Естественно чем младше ребенок, тем проще должны быть предметы, чем старше – предметы становятся сложней. Можно купить несколько карнавальных костюмов. Обычно после нового года в магазинах они продаются с большими скидками.
Настоящие игрушки.
1. Куклы для девочки. Четыре-пять кукол не больше. Это одна-две большие куклы и две-три средние или маленькие. Можно купить три маленькие куколки мама-папа-ребенок, в них будет, интересна ролевая игра и в дальнейшем ребенок будет самостоятельно играть. Если мы говорим о детях 1-3 года, то должны быть простые куклы, без тонко выполненных черт лица. Очень хорошо для малышки подходят два вида кукол – тряпичные самодельные их приятно прижимать к себе, качать, укладывать, и куклы-голыши из пластмассы. Их можно купать, их можно раздевать (одевать пока трудно), их можно посадить, если повернуть ножки в суставах (тряпичные куклы не всегда устойчиво сидят). Оптимально для малышки до 3 лет 2-3 тряпичные куколки и 1-2 пластмассовых малыша-голыша (без половых органов, не утрированные новорожденные уродцы, а обычные пупсы).
Куклы для мальчика. Можно куклу мальчика и куклу девочку или двух мальчиков и они будут играть вместе. Можно купить семью маму-папу-ребенка. Мальчику не принято покупать кукол считается это девичья игрушка, но мальчик тоже будет жить в человеческом обществе и ему обязательно надо играть в людей. Проигрывая, проживая ситуации, которые будут случаться с ним в жизни, в обществе, со сверстниками. А не только в машинки. Поэтому купите мальчику фигурки людей, не называйте их куклами, а просто человечками.
2. Машинки. Это может быть пять-семь машинок. Это может быть очень большая машинка, на которую можно сесть и кататься, сажать медведя или грузить что-нибудь большое. Две-три средних. И три-четыре маленьких. Обычно у современных мальчиков сотни машинок, и они просят купить еще и еще. Но без этого у ребенка может быть счастливое детство. Важно чтобы ребенок играл, а не просто хранил и берег, ревностно к ним относился. Сейчас это часто встречается у современных мальчиков.
3. Мягкие игрушки. Максимум 10-12 штук. Оптимальное количество 3-5 мягкие игрушки, не достижимый минимум для многих. Но если их будет три-пять, это будут самые любимые. Их становится слишком много, потому что мягкие игрушки так и норовят пробраться в наш дом, их дарят все родственники на все праздники. Вы покупаете их сами, не имея возможности сдержаться перед очаровательным мишкой или зайкой. Но надо сдерживать себя. А если игрушек критическое количество, уберите их подальше и меняйте состав игрушек в детской. Кроме, конечно, одной-двух самых любимых. Большое количество мягких игрушек ребенку не нужно, ребенку нужны простые предметы для того чтобы воображать, а когда у него все готовое ему и играть не интересно. Нет, конечно, интересно, но это другой уровень фантазии.
4. Мелкие фигурки. Не больше десятка. Например, зверушки для сюжетно-ролевых игр. Лучше, если это будут очень простые без одежды и без отламывающихся деталей зверушки. Оптимально для малыша деревянные персонажи русских народных сказок. Есть целые сказочные наборы «про детку-репку». Или наборы серии «дупло».
5. Кукольная посуда. (Кастрюльки, сковородки, чашечки, блюдечки и т.д.) Примерно одна небольшая коробочка. Но! Вместо готовой кукольной посуды для детей до трех лет лучше использовать тот же «бросовый материал» (стаканчики от йогуртов, баночки от крема и т.д.) То ест любая «посуда», в которую можно что-то положить. Все равно подросшему ребенку вы захотите купить посудку как настоящая. И здорово будет, если это будет торжественно, чтобы ребенок понимал и ждал. Или чтобы это был подарок не лишний.
6. Специальная кукольная постелька. (Одеяла, подушки и т.д.) Малышу пока не нужно! Достаточно иметь просто тряпочки разной фактуры. Не нужна и специальная кукольная мебель. Их должны заменить самодельные постройки или просто коробочки. Потребность в настоящей кукольной утвари появится у девочки старше 5 лет. До этого момента можно иметь что-то одно, например, посуду. Или ничего не иметь, а использовать подручные материалы.
7. Конструктор 1-2 типов с крупными деталями.
8. Все остальное. Развивающие игрушки (блоки Дьенеша, орнаменты и т.д.) Музыкальные инструменты. Предметы для творчества (бумага, карандаши, краски, пластилин и т.д.) Про книги мы сейчас не говорим.
Что необходимо малышу от 3 до 6 лет. Все те же простые предметы. Добавляются веревочки, тесемочки, резиночки. Завязанные в узлы и не завязанные, разные по длине. Для чего? Именно для завязывания. Чтобы ребенок мог привязать к мебели во время игры свои постройки, что-то зафиксировать. Это дает в десятки больше моментов для творчества, чем покупные игрушки.
Все те же игрушки, что для возраста от 1 года до 3 лет, но с небольшим добавлением. Кукольная посуда. Примерно одна небольшая коробочка. Здорово если вы купите крошечную, фарфоровую посудку. Для каждой девочки это мечта! Особенно если вы не купили ее раньше, а дотерпели. Это будет настоящий восторг! Очень важно не разгоняться и не покупать и это и то, и пятое и десятое. У всего должна быть своя ценность. Все должно быть уникально. Если всего много, то какой смысл, ценность пропадает. Поэтому не старайтесь объять не объятое.
Дополнительно.
Для девочки:
- или кукольный домик
- или просто кукольная мебель или другие предметы быта, но все небольшого размера.
Это для девочки старше четырех лет, для девочки до этого возраста, кукольный домик не так важен. Она может устраивать кукольную жизнь, где угодно и на полочки и на подоконнике, и в игровом уголке.
Для мальчика:
- транспортные игрушки (самолет, корабль, космический корабль)
- игрушечное оружие (меч, щит, лук со стрелами или арбалет). В каждом мальчике есть воин, защитник, и не надо этого подавлять. Играть в убийство не надо, а защищать слабого или защищать Родину, ничего в этом плохого нет.

И для мальчика и для девочки:
Конструкторы или наборы для строительства. Примерно, трех-четырех разных типов. Все они должны содержаться в порядке. Если конструкторов у вас много, то все они должны быть убраны в шкаф. В доступе ребенка может быть только один конструктор. Вы просто их меняете время от времени. Все надоедает, даже самая интересная игрушка. А если вы будите убирать и менять, то это будет всегда новый интерес.
Пример разных типов конструкторов, это может быть, допустим, Lego, Zoob, Clicks и строительные кубики. Все это должно быть удобно разложено, детали не перемешаны.
Игрушки для кукольного и пальчикового театра (не много, 3-5 на руку и 5-8 на палецы). Хорошо бы, чтобы это были самодельные игрушки, простые. А если вы еще научите делать игрушки ребенка, это будет невероятный восторг.
Что покупать в подарок на праздники? Лучше покупать добавления к тому, что уже есть. Например, самый лучший подарок это «лего». Если у вас уже есть «лего», и вы в него играете, то можно купить добавление к тому набору что уже есть. Конечно, после первой сборки все детали смешаются, но это и не плохо. «Лего» много не бывает. Дети будут безумно счастливы, потому что это подарок, это игрушка, это любимое «лего». Можно дарить что-то сделанное своими руками. Например, новую куклу или старой кукле новую одежку. Такой подарок будет стимулировать детей тоже делать подарки своими руками. Нет ничего прекрасней, чем подарок, сделанный своими руками, от души и качественно.
Заключение. Не стесняйтесь быть не много ребенком, проявляйте себя творчески до интересных вещей, раскрепощайтесь, и вы увидите, как ваш ребенок начинает делать то же самое. И это ЗДОРОВО!