Центр коррекции и раннего развития 

           neurofamily.ru  

        +7 499 394 65 21

  

В настоящее время существует много методик по раннему развитию ребенка.

Прежде, чем представить нашу методику по раннему развитию ребенка, мы взяли на себя смелость, проанализировать самые популярные методики развития. Давайте рассмотрим подробнее:

Методика Г. Домана:

Основатель – американский врач нейрофизиолог.

Малышу, начиная с 3-6 мес. показываются карточки, позволяющие научиться чтению, счету. Спорный момент (по нашему мнению):

1.Изучая, написанное на карточках у ребенка формируется абстрактный образ (сомнительно что, он узнает у вас слона в зоопарке, он привык к такому, как на карточке). Он будет сопоставлять какой-либо образ или слово только с определенной карточкой.

2. Такой подход делает ребенка пассивным. Здесь происходит только примитивный метод научения. Он получает информацию, только для того, чтобы запомнить, а потом воспроизвести. Мы, заведомо, притупляем, таким образом, его любознательность.

3. Обучение строиться на машинальном запоминании (за счет механической памяти). А как же анализ и развитие мыслительных операций? Ребенок должен познавать, опираясь на все процессы восприятия, думать, рассуждать, спрашивать! Если давать карточки со словами, он запомнит конечно, как пишется то, или иное слово. Но не сможет читать книги, анализировать прочитанное. Методика базируется на многократном повторении.

Вальдорская педагогика

Суть: помочь ребенку развить заложенные в нем от природы, возможности.

Идеи методики: не ставить себе цель, развить интеллект малыша. Ребенок постигает мир, пробуя себя и развивая, сам.

В вальдорских студия изучают разные виды художественной деятельности. Проигрывают сказки. Практикуется ручной труд. Важный аспект в этой системе – свободная игра. Считается, что мы получаем возможность приблизиться к ритму природы, а через природу – к своим собственным ресурсам. Такие дети в последствии, не всегда вписываются в среднестатистические учебные заведения.

Методика С. Лупан

Считает, что активное занятие физкультурой, залог интеллектуального развития. Чем больше времени родители уделяют массажу, плаванию – тем быстрее идет формирование головного мозга, и тем выше будут интеллектуальные показатели ребенка.

Спорный момент: физическое развитие безусловно хорошо, но зачем его подгонять? И ежедневное плавание в бассейне, не поможет напрямую выучить форму, цвет предметов.

Кубики Зайцева

Эта методика чем -то напоминает методику Г. Домана.

Спорный момент: Глобальное чтение – это плохо! Ребенок не анализирует!. А как же звукобуквенный анализ? Как правило, дети все равно таким способом читать так и не научаются. В последствии проблемы в письменной речи гарантированы. Чтение должно идти параллельно с письмом! Да и зачем учить читать в 3 года?

Методика Монтессори М.

Монтессори – врач, педагог.

В оригинале методика предлагалась для занятий с детьми от 3-х лет! В наше время предлагают занятия от 8 мес. с мамой. Но это же уже не методика Монтессори. От нее осталось только громкое название. В оригинале методики педагог не предлагает никакой организованной деятельности. Считается, что невмешательство развивает в детях самостоятельность. В системе нет ролевых и подвижных игр. (Но ведь ребенок познает мир, играя!).

Спорный момент: В методике нет единой программы и требований. (насколько развил себя сам, настолько развил). После такого демократичного обучения трудно соблюдать требования и режим в школе. Материалы и пособия развивают в основном левое полушарие. А как же правое? По нормам развитие головного мозга начинается, как раз с правого полушария. То есть перескочить определенный этап?

В ходе наших занятий с ребенком мы в первую очередь определяем:
- нейропсихологический статус, т.е. в каком состоянии находятся психические функции ребенка, соответствуют ли они возрастным параметрам;

- уровень речевого развития;

- социальную адаптацию (легко ли ребенок вступает в контакт), присутствуют ли невербальные способы общения (мимика, жестикуляция и т.д.);

- особенности поведения: пассивно или активно включается в тот или иной род деятельности, присутствуют ли специфические черты характера (агрессия, тревожность и т.д.);

Наша методика основана на всестороннем развитии ребенка.

Обучение, коррекция и развитие ребенка проходит по четырем направлениям:

1. Интеллектуальное.

2. Моторное.

3. Речевое

4. Эстетическое.

Программа обязательно составляется с учетом мозговой организации психических функций ребенка, актуального этапа развития в данный момент и “зоны ближайшего развития”. При работе с ребенком мы опираемся скорее не на возраст, а на уровень и состояние психических функций в данный момент, т.е. подразумевается индивидуальный подход к каждому ребенку.

Обязательно учитывается основной вид деятельности, характерный этому возрасту: предметно-игровой. В раннем возрасте для развития ребенка очень важно взаимодействие его со взрослым. Занятия проходят в игровой форме, но с четкой целью, требованиями и конечным результатом.

В занятие входит:

1. Моторное развитие.

Базовый комплекс - комплекс двигательных упражнений, сенсомоторной коррекции, который мягко воздействует на несформированные участки отделов головного мозга. Помогает развитию межполушарных взаимодействий, пространственного фактора относительно своего тела, а впоследствии и на листе бумаги, развитию зрительно-моторной координации, слухового восприятия, повышению произвольного внимания, также снятию гипер/гипотонуса и т.д. Даются и дыхательные упражнения на повышение общей работоспособности ребенка. Также включаются упражнения на развитие общей координации, укрепление мышц и умение владеть своим телом (дорожки, препятствия, прыжки, игры в “Кошки-мышки” и т.д.), подвижные игры с мячом. Мелкая моторика развивается в таких упражнениях, как лепка, бусины, шнуровки, нитки, пуговицы, мозаика, прищепки, аппликация и т.д. Работа с сыпучим материалом (фасоль, песок, макароны, манка, глина, тесто) и массаж пальчиков развивают и моторику, и чувствительность. Отрабатывается умение правильно держать карандаш, кисточку, работать с ножницами.

2. Когнитивное развитие.

Включает в себя: - развитие и увеличение объема зрительной и слухоречевой памяти; - развитие внимания, его произвольности, устойчивости, распределения, избирательности; – развитие мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения). В этот возрастной период преобладает наглядно-действенное мышление. Опираясь на эти параметры, с ребенком изучаются основы цвета, формы, длины, ширины предметов, их свойства, количество и т.д; - конструирование из кубиков, деревянных деталей, спичек, коробочек, паззлы и т.д.; - изучение зрительно-пространственных представлений относительно своего тела и на листе бумаги: понятий “право” и “лево”, “вверх” и “низ”. Изучение схемы тела и пространственных отношений между предметами: “за”, “перед”, “под”, “над”, “между”;

3. Речевое развитие.

Включает в себя: - пополнение пассивного словаря; - работу над активным словарем: увеличение словарного запаса, его уточнение; - развитие внимания к речи, слухового восприятия, фонематического слуха (умения вычленять звуки из потока речи); - развитие грамматического строя речи: правильного согласования слов, употребления предлогов; - развитие связной речи, умения рассказывать, с учетом существующего словарного запаса; - чтение и проговаривание сказок, чтение стихов; - активное использование приемов логоритмики. - артикуляционную гимнастику, направленную на укрепление мышц артикуляционного аппарата, необходимое для последующего выговаривания «сложных» звуков («с», «ш», «р», «л» и других) и профилактики нарушений произношения. Но сама постановка звуков учитывает возрастную норму (например, «р» не ставится в три года, но «каша» во рту не допустима ни в каком возрасте).

4. Эстетическое развитие.

Включает в себя: - рисование акварелью, гуашью, мелками; - рисование нетрадиционными способами: пальчиковое, ладошками, губкой, методом выдувания, оттиска, трафаретное рисование; - изучение произведений художников; - изучение и прослушивание музыкальных произведений композиторов; Также на занятиях расширяется запас представлений об окружающем мире, развивается кругозор. Используются пальчиковые куклы. Проигрываются мини-сюжеты из сказок и бытовых ситуаций: “покорми куклу”, “одень куклу и т.д.”. Отрабатываются и изучаются различные бытовые навыки: “чем мы подметаем” “чем мы причесываемся” и т.д.

Примерный план занятия.

Цели занятия:

-выработка пассивного словаря;

- вызывание речи:

-работа над звукоподражаниями,

-поощрение ребенка к называнию, к самостоятельное речи.

- развитие понимания речи;

-развитие двигательной системы, ВПФ.

- развитие общей координации тела.

- развитие понимания инструкции

-развитие социальных навыков и взаимодействия

- развитие творческих способностей

Структура коррекционного занятия:

1. Двигательная коррекция.

2. Когнитивная коррекция.

3. Двигательная коррекция (продолжение).

4. Когнитивная коррекция (продолжение).

Упражнение Цель упражнения
Дыхание грудью Необходимо для улучшения умственной работоспособности, чтобы ребенок мог долго и без ошибок  писать или считать. Насыщает мозг кислородом, особенное влияние оказывает на ствол мозга, отвечающий за энергетику, тонус всего головного мозга.
Глазодвигательные Физически учим глаза сосредотачиваться на одном объекте. Это необходимо при контрольных работах, списывании из учебника, читать без ошибок и не угадывать слова.
Язык на слух Активизирует и расширяет слуховое внимание. Необходимо для того, чтобы ребенок слышал, воспринимал  и понимал, что говорят вокруг него.
Дыхание животом
Дыхание животом на счет
Развитие контроля действовать в соответствии с правилами. Учит ребенка подчиняться правилам в широком смысле – правила поведения. Распределение внимания, необходимость выполнять действие в несколько этапов.
Подъем рук и ног на счет одноименно
Подъем рук и ног на счет разноименно
Активизация правого и левого полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, развитие кинетического праксиса, повышение самоконтроля и саморегуляции. Выполняемое в такт с дыханием насыщает полушария кислородом, что способствует наиболее продуктивной интеллектуальной деятельности в дальнейшем.
Качалочка на спине Контроль за вертикальными осями тела, тренировка вестибулярного аппарата. Заставляет держать в тонусе оба полушария.
Качалочка на животе Неестественная поза заставляет ребенка обратить большее внимание на оси тела, на координацию движений. Заставляет ребенка контролировать собственное движение, а значит, учит контролю за своими действиями в целом, включая учебную деятельность.
Бревнышко с открытыми глазами Повышение самоконтроля, проработка пространственного фактора относительно своего тела и габаритов комнаты, подготовка к восприятию пространства на листе бумаги.
Партизан на животе Активизация межполушарного взаимодействия.
Партизан на спине Контроль за осями тела, межполушарное взаимодействие, пространственные отношения. Неестественное ползание заставляет больше контролировать себя, собственные движения, опираться не только на видимый мир (как при движениях на животе), но и на ощущаемый спиной, ногами.
Гусеница большая Укрепление мышц спины, переключение с одной деятельности на другую, с одного движения (элемента, буквы, слога) на другое, контроль за своим поведением, телом.
Гусеница с проговариванием по фразам Соотнесение двигательной деятельности с речью. Подготовка к анализу слова. Способствует переключению с одной деятельности на другую.
Гусеница маленькая Более сложный контроль за осями тела, осанкой, межполушарного взаимодействия, пространственных функций (спиной вперед).

 2. Когнитивная коррекция.

 Название упражнения  Цель упражнения
 Пальчиковые игры.

1. «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём.

2. «Ракета»
На ракете я лечу –
У-у-у (руки в стороны, шагаем),
Долететь скорей хочу –
У-у-у (руки в стороны, шагаем),
Я сейчас развернусь
(Поворачиваемся)
И домой возвращусь
(Садимся на корточки).

 Формирование представления о собственном теле, развитие мелкой моторики, точной координации движений.
Обогащение сенсомоторного опыта.
 Дыхательные упражнения.
«Дутибол».
 Развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

 Звукоподражание.
Игра «Голоса животных».
корова — мычит (му-у-у)
кошка — мяукает (мяу-мяу)
слон — трубит (ту-у-у)
собака — лает (гав-гав)
свиньи — хрюкают (хрю-хрю)
лошадь — ржет (и-го-го)
лягушка — квакает (ква-ква)
мышка — пищит (пи-пи-пи)
утка — крякает (кря-кря) и т.д.

Развитие речи. Формирование навыков правильного произношения, развитие артикуляционного аппарата.
 «Двусложные слова»
(Альбом Батяевой С.В.) Развитие речи.
Формирование навыков правильного произношения, развитие артикуляционного аппарата.
 «Глаголы повелительного наклонения»
(Альбом Батяевой С.В.)
 Развитие речи, увеличение словарного запаса за счет глаголов.
 Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.
 Развитие слухового внимания.
 Игра “Водичка, водичка”.
Задание: логопед и ребенок сидят перед зеркалом и производят легкий поглаживающий массаж лица в соответствии со стихотворением:
Водичка, водичка, (поглаживание вокруг глаз)
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, (поглаживание вокруг глаз)
Чтобы щечки краснели, (поглаживание щек)
Чтоб смеялся роток, (поглаживание вокруг рта)
Да кусался зубок. (поглаживание подбородка)
 Формирование схемы тела.
 Игра “На лугу”.
Задание: логопед читает стихотворение и показывает ребенку “лужок” с цветами и жука.
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.
(Г. Виеру)
Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок справа от себя, потом - на цветок слева. Затем логопед называет, где сидит жук, а ребенок сажает его на нужный цветок.
 Изучение понятий «право», «лево».

 Игра «Предмет и контур»
Ребенку нужно к каждому обведенному контуру подобрать предмет. Называем предметы.

 Развитие внимания, развитие речи.

3. Двигательная коррекция (продолжение).

Упражнение Цель упражнения
 Кошечка на локтях одноименно
Кошечка на локтях разноименно
Кошечка на локтях с переключением
 Активизация правого и левого полушарий мозга, межполушарного взаимодействия, отработка координации движений, развитие переключения с одной деятельности на другую, с одного движения (элемента, буквы, слога) на другое, умения слушать и следовать инструкции.
 Сфинкс на предплечьях одноименно
Сфинкс на предплечьях разноименно
Сфинкс на предплечьях с переключением
 Активизация правого и левого полушарий мозга, межполушарного взаимодействия, отработка координации движений, развитие переключения с одной деятельности на другую, с одного движения (элемента, буквы, слога) на другое, умения слушать и следовать инструкции.
 Лева одноименно
Лева разноименно
Лева с переключением
 Активизация правого и левого полушарий мозга, межполушарного взаимодействия, отработка координации движений, развитие переключения с одной деятельности на другую, с одного движения (элемента, буквы, слога) на другое, умения слушать и следовать инструкции, снятие синкинезий – содружественных движений, повышение контроля за собственной деятельностью.
Паук вперед-назад одноименно
Паук вперед-назад разноименно
Паук вперед-назад с переключением
Паук боком одноименно
Паук боком разноименно
 Активизация правого и левого полушарий мозга, межполушарного взаимодействия, отработка координации движений, развитие переключения с одной деятельности на другую, с одного движения (элемента, буквы, слога) на другое, умения слушать и следовать инструкции, укрепление мышц рук. Активизация работоспособности, проработка пространственного фактора.
 Лева боком одноименно
Лева боком разноименно
Лева боком с переключением
 Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Отработка координации движений. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другую. Выработка умения слушать и следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью.
 Носочки-ладошки одноименно
Носочки-ладошки разноименно
Носочки-ладошки с переключением
 Активизация правого и левого полушарий мозга, межполушарного взаимодействия, отработка координации движений, развитие мелкой моторики, умения слушать и следовать инструкции, повышение самоконтроля.
 Скалолаз одноименно
Скалолаз разноименно
Скалолаз руки скрестно
Скалолаз с переключением
 Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другую. Выработка умения слушать и следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью.
 Солдат одноименно
Солдат разноименно
Солдат с переключением
 Активизация правого и левого полушарий мозга, межполушарного взаимодействия, отработка координации движений, развитие переключения с одной деятельности на другую, с одного движения (элемента, буквы, слога) на другое, умения слушать и следовать инструкции, повышение контроля за собственной деятельностью.
 Гномик одноименно
Гномик разноименно
Гномик с переключением
 Активизация правого и левого полушарий головного мозга. Активизация межполушарных взаимодействий. Умение переключаться с одного действия и деятельности на другую. Выработка умения слушать и следовать заданной инструкции. Повышение самоконтроля за собственной деятельностью.
 Ходьба с хлопками  Повышение самоконтроля за собственной деятельностью. Снятие симптомов инертности и импульсивности. Развитие акустического гнозиса.
 Отработка элементов динамического праксиса.
3 программы.
 Повышение самоконтроля за собственной деятельностью. Умение быстро и четко переключаться с одной деятельности на другую. Снятие симптомов инертности. Выработка умений следовать заданной инструкции.

4. Когнитивная коррекция (продолжение).

Название упражнения
Цель упражнения
Упражнение «Слушание быстрой и медленной мелодии».
Упражнение «Лошадка», «Бычок»
(Железнова Е., коротенькие песенки с движениями)
Учить прислушиваться к звучанию различных по окраске мелодий. Обогатить ребенка сенсорными впечатлениями. Научить ребенка выполнять простейшие действия под музыку. Вызвать эмоционально- положительный отклик. Совершенствовать двигательную активность.
«Играя, учимся говорить»
(Черенкова М.А.)
Показываю ребенку картинки, спрашиваю: «Что это?»
Если ребенок затрудняется с ответом, отвечаю сама, проговаривая при этом сначала один слог, а потом другой (с хлопками).
Отрабатываем I тип слоговой структуры
Развитие речи.

«Цвета»
Предлагаю ребёнку разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называем изображённый предмет и 
его цвет.

Развитие зрительного восприятия, умения различать и называть основные цвета.
Развитие мышления, умения группировать предметы по определённому признаку.
Развитие речи.

Мягкая мозаика «Петушок»

Развитие памяти, мелкой моторики, пространственного и логического мышления

Шнуровка со стихами.

Развитие мелкой моторики, развитие речи.
Пальчиковое рисование 2-мя руками одновременно.
Развитие межполушарных взаимодействий.

Пальчиковое рисование 2-мя руками одновременно.

 Развитие межполушарных взаимодействий.
Прослушивание произведения И.Чайковского “Болезнь куклы” Эстетическое развитие ребенка. Развитие правой височной области.